Staryiy (staryiy) wrote,
Staryiy
staryiy

Categories:

Почему я боюсь летать на самолетах, ч.2

Часть 1: http://staryiy.livejournal.com/553650.html

    Второй случай был "интереснее", доставил неприятности не только мне, бывшему в тот момент исполняющим обязанности начальника группы двигателей, но и летчику, пилотирующему самолет. Почему? Неисправность проявилась в полете, более того - при заходе на посадку, вызвав, по сути, ПЛП - предпосылку к летному происшествию.
    Чтобы объяснить, почему это произошло, проведу, уж простите, небольшой "ликбез" на авиационную тематику.
    Топливная автоматика двигателя АЛ-21Ф-3, который был установлен на самолетах Су-17 и Су-24 (в количестве 2х штук) была механической. Никакой электроники от слова "совсем". Может посмотреть на схему и убедиться сами.

схема_2

    Эх, помню, не один десяток часов проелозили мы указками по этой схеме в училище, изучая работу топливной автоматики. Режимами работы двигателя, т.е. количеством подаваемого топлива, углом поворота лопаток направляющих аппаратов компрессора и другими параметрами управлял агрегат под название НР-53Б.

НР-53Б_70
    Вот он, практически, "вживую", только немного распиленный для обучения. За своеобразный внешний вид мы, курсанты, называли их "ежами" - он не единственный такой был, существовало несколько сходных агрегатов на других двигателях, использующихся в то время в военной авиации.
    Все эти его внутренности - плунжеры, сильфоны, датчики, коромысла, - находились в сложном взаимодействии между собой. Для чего это было сделано именно так - механически? Ведь в то время уже были и использовались в других системах те же самые полупроводниковые элементы. Основная причина - чтобы такая важная система самолета, как система автоматики и питания двигателя не была бы подвержена негативному воздействию, например облучению РЛС противника. По этой же причине и гидросистема управления самолетом была именно такой - гидравлической, а не электрической. Опять же это считалось более надежным с точки зрения повреждения самолета вооружением противника.
    Итак, основным контуром двигателя управлял насос-регулятор НР-53Б, а форсажным - подачей топлива в форсажную камеру и раскрытием сопла - регулятор РСФ-53Б.
    Топливо (авиационный керосин) являлось одновременно и питанием двигателя и рабочим телом топливной автоматики. Понятно, что для выполнения всех этих функций оно должно было отвечать определенным требованиям по чистоте. Для обеспечения этого использовались фильтры.
    Сдвоенные - низкого давления для очистки топлива от механических частиц на входе в насос-регулятор НР-53Б, насос высокого давления НП-96М и форсажный насос ФН-53 и одинарный - высокого давления, для дополнительной фильтрации топлива, исключающей попадание металлических частиц от насоса НП-96 в автоматику регулятора сопла и форсажа РСФ-53Б. Чистота фильтрации топлива составляла 12-15 микрон.
    Прошу простить меня за некоторое обилие технических подробностей, хотелось донести хотя бы в самых общих чертах, чтобы была понятна суть происходящих далее событий.
фильтр_нд_80
    Фильтры низкого давления, или как мы, брутальные технари, их называли - "яйца" за некоторую внешнюю схожесть с этими предметами гордости особей мужского пола (фотографии не нашел, а картинка, увы, не дает полного представления, так что предлагаю верить на слово )) были достаточно доступны для их обслуживания и замены. Конечно, прежде чем вынимать фильтрующие элементы, необходимо было перекрыть топливную магистраль, слить остаток керосина. Ну и после этого, при снятии крышки вместе с фильтроэлементом нужно было достаточно резво отскакивать в сторону, чтобы не облиться керосином, который оставался в корпусе фильтра в приличном количестве.
    Был у меня боец в группе - Женя Селиванов - один-единственный раз он снимал эти фильтры, умудрился облить себе всю спину, после чего она пошла у него какими-то красными пятнами, пришлось его отправлять в санчасть.
dmb_70    Вообще со срочной службой - это была отдельная песня. Сначала их полгода обучали в ШМАСе (школе младших авиационных специалистов), потом полгода воина надо было учить на технике, следующие полгода между нарядами и караулами, хорошо если раз-два в неделю он появлялся на аэродроме, ну а последние полгода "старички" были в основном заняты рисованием дембельских альбомов и перешиванием парадки для придания ей пущей прекрасности.
    Короче, практической полезности от срочной службы именно в нашем подразделении, не было. Но зато редкий выходной обходился без сбора постоянного состава (офицеров и прапорщиков) по тревоге с целью поиска очередного ушедшего в "самоход" бойца. Поэтому, когда Петрович, наш начальник ТЭЧ, умудрился полностью избавиться от срочников в штате - все мы локтем перекрестились.

(продолжение: http://staryiy.livejournal.com/560920.html)


Tags: ВВС - страна чудес, Дальний Восток, авиационная техника, авиация, авторское, армия, из жизни
Subscribe
promo staryiy june 13, 23:19 11
Buy for 20 tokens
Статус одного из мировых языков русский заслужил уже давно. Сейчас на планете им владеют около 300 млн. человек, что автоматически ставит русский язык на почетное пятое место по степени распространенности. Больше половины (160 млн.) респондентов считают этот язык родным. До развала Советского…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 73 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →