Staryiy (staryiy) wrote,
Staryiy
staryiy

Categories:

Как мы чуть не сожгли Леху (часть вторая)

Часть первая здесь.
    Сначала - два небольших технических пояснения. Первое. Когда двигатель стоит на самолете - добраться до него можно снизу - через два больших откидных люка, которые открываются, как вспоротое брюхо кита и - через пару небольших лючков сверху фюзеляжа. Понятно, что эти люки во время полета, ну и обычной эксплуатации самолета закрыты, открываются они для выполнения регламентных работ, а, так же - при газовке двигателя - для контроля герметичности всех систем, etc.
    Второе. Как запускается авиационный двигатель? пусковая системаПодается топливо к форсункам основной КС (камеры сгорания), пусковыми воспламенителями поджигается топливо-воздушная смесь и т.д. и т.п. Но предварительно его надо, условно говоря, раскрутить - чтобы от компрессора в ОКС пошел мощный поток воздуха. Для этой цели используется турбостартер, который представляет собой, по сути, такой же турбореактивный двигатель, только маленький, где-то около метра в длину. И уже он через привод раскручивает вал основного двигателя. Сам турбостартер запускается от электростартера, а уже тот - либо от мощного бортового аккумулятора, либо от наземного источника.
pc070777    Фишка в том, что у ТС (если точнее - ТС-21 - именно такой устанавливался на АЛ-21Ф-3) после его камеры сгорания и турбины также образовывается реактивная струя. Поскольку, в отличие от основного движка, ее направлять назад некуда (там находится другое оборудование), да и незачем - конструкторы через выхлопной кожух направили ее тупо вниз, на бетонку. При этом стоять рядом на запуске не рекомендовалось - турбостартер работал хоть и недолгое время - порядка 30 секунд, но температура струи была 760 градусов (заброс на запуске - до 1000).
    Итак, ситуация. Вокруг самолета стоит куча народу: весь состав нашей доблестной группы ДРиААД во главе с вашим покорным, начальник ТЭЧ с замом, инженер полка по СД, даже зам командира полка по ИАС подъехал. Доработчик Леха (их еще так в полках называли, т.к. те работы, которые они выполняли по выпускаемым промышленностью бюллетеням - официально назывались "доработки") сидит снизу под самолетом и задумчиво смотрит в распахнутые люки на двигатель и даже пытается там что-то ковырять.
    Тем временем инженер по СД Валера Дубинин - кажется, это был он - залезает в кабину и решает еще раз газануть двигатель.
    Вы все, наверное слышали ставшее крылатым выражение "От винта!" и, наверное, не подозреваете, что это отнюдь не аналог гагаринского "Поехали!", а вполне официальная предварительная команда, которая обязательно подается при запуске винтовых двигателей. И, пока запускающий не услышит ответную команду: "Есть - от винта!" (которую подаст тот, кто убедится, что в зоне винта никого и ничего нет) - он не подаст следующую: "Запуск" и не нажмет на кнопку пуска, не услышав предварительно "Есть - запуск!". Аналогично - на турбореактивных двигателях: "От двигателя!" - "Есть от двигателя!"
    Такие вещи доводятся до автоматизма, но, к сожалению, иногда это может сыграть злую шутку. Так и случилось в этот раз. Возможно, еще куча произведенных пусков как-то притупили нашу бдительность. Валера в кабине кричит: "От двигателя", ему отвечает дружный хор стоящих рядом с самолетом - "Есть от двигателя!" "Запуск!" - "Есть запуск!"
    За 2 секунды до запуска ТС всегда раздается сильный характерный треск - это производится так называемая "тренировка" свечей зажигания - на них предварительно подается электропитание, прежде чем запустится турбостартер. Этот треск и услышал Леха, сидящий на корточках аккурат под выхлопным кожухом.АЛ-21Ф-3
    Я никогда не видел, чтобы человек так быстро бегал на четвереньках. И таких огромных глаз - тоже никогда у Лехи не видел. Красота повествования требовала бы написать: и такого мата никогда не слышал, но этого, честно скажу - не было. Леха изумленно-обиженно смотрел на нас своими распахнутыми глазами и повторял, заикаясь: "Ввввыы, чччто - оооохххх&ели?"
    Блинннн, Леха... Все кинулись, кто - обнимать, другие - трясти, третьи - участливо трогать за рукава чудом спасшегося доработчика.
    Валере показали скрещенные руки - "Стоп". Он заглушил двигатель, вылез из кабины, вник в ситуацию и они вдвоем с начальником ТЭЧ повели Леху отпаивать казенным спиртом. Леха был человеком отходчивым и простил нас. И, кстати, хорошо, что зам по ИАС уехал незадолго до этого - звездюлей всем бы хватило. За дело, впрочем.
    Ну а движок мы потом сняли и отправили на ремзавод, ибо такие дефекты в условиях ТЭЧ АП не устранялись.

Tags: ВВС - страна чудес, авиационная техника, авиационное, авторское, армия, дебилы &ля..., жутики
Subscribe
Buy for 20 tokens
Теперь говорят ине можно спать ногами к форточке, класть металлические предметы в микроволновку и переходить улицу на красный свет. Но это не точно. Выборы выборами, но моё блогерство никто не отменял. Я просто получил дополнительный инструмент. Ну теперь воришки и мошенники держитесь. Буду…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments