Staryiy (staryiy) wrote,
Staryiy
staryiy

Categories:

Спать, как Путин

    Как гласят легенды и предания, наш Великий Кормчий, спит не больше 3-4 часов в сутки, а когда спасает Страну от очередных печенегов и половцев - и того меньше. В мой жизни был период, когда я две недели подряд спал 2-3 часа. И отрывался - от того, чем был занят - только на приемы пищи и периодические краткие перекуры. Правда, тогда я был значительно моложе. Даже, просто - был молод.
    Пятый курс, второй (или 10й семестр). Пишем (чертим, рисуем, считаем) диплом. У меня изначально была офигенная "рыба" - так у нас называли аналогичную дипломную работу с предшествующих выпусков. Мне там надо было лишь по характеристикам немного пересчитать. Чертеж - был - авиационный двигатель целиком в разрезе, спецчасть - была, то ли сопло с изменяемым вектором тяги, то ли регулируемая камера сгорания, не помню уже в таких деталях. Короче - надо было лишь передрать это все сначала на миллиметровку, затем - на ватман. На миллиметровку я передрал первым делом и блаженно успокоился.
    Кстати, нашел старую свою фоточку того периода. Надо заметить, что вообще-то всяческое фотографирование на территории военных училищ (как и прочих в/ч) было запрещено, причем - секретным приказом, нарушение которого каралось достаточно серьезно. Понятно, что имелись какие-то обходные варианты, так что, хоть немного - но сохранилось училищных фотографий. Вот, собственно - одна из них.

1

    Ну, не красавЕц? Явно позирую, конечно, да и внешний вид - достаточно бодрый, из чего можно сделать вывод, что съемка происходила до описываемых ниже событий. Ибо позже было уже вообще не до фотографирования. Сейчас расскажу - почему. Только немного отвлекусь еще, ладно?
    Юноше на снимке, на вид - лет 16, не больше, реально - 22. И вот где-то через полгода такой лейтенантик прибывает по выпуску в авиационный полк. А там уже - всем пофигу, как ты выглядишь и какой у тебя опыт. Погоны есть, звездочки на них имеются - всё, служи, командуй, работай на технике. Спросят с тебя уже не как с недавнего курсанта, а уже как с действующего офицера. Вот в чем основное отличие военной системы от гражданской, на мой взгляд. И, кстати, это хорошо стимулирует.
    Фотография, в бумажном оригинале, увы, довольно сильно поблекла, но в редакторе получилось немного улучшить, подретушировать кое-где, подтянуть цвет и контрастность, даже на ватмане (который на кульмане, хе-хе) проступил чертеж того самого движителя в разрезе. Блиииннн... Как же я ненавидел это черчение. Сильнее - только термодинамику и - вытекающий из нее курс теории авиационных двигателей, ну и конструкцию - их же - заодно. Уже писал когда-то (и не раз, возможно), что студенческая поговорка: "Сдал сопромат - жениться можно" - к нашем обучению не подходила, ибо после сданного на третьем курсе (в двух семестрах) сопромата на последующих курсах начиналось всё вышеперечисленное.
    Я уже не говорю о том, что в полку я служил в группе регламента авиадвигателей - это, всё же, была уже практика, а вот теория... Как разгильдяй и троечник (ну, не совсем прям троечник, но - были, были) меня, так же, как и остальных разгильдяев и троечников распределили на диплом на самые "жопные" кафедры. Отличники и более приличные в плане успеваемости и дисциплины курсанты выбирали кафедры по желанию и, естественно, выбрали самые халявные - и где тут справедливость, спрошу я вас? Я попал на 15-ю кафедру - "Теории авиационных двигателей".
    Короче, мне предстояло много-много чертить, а перед этим - делать довольно объемные расчеты. Но! Повторюсь, я нашел "рыбу". Дело в том, что все дипломные работы, после их защиты сдаются в училищный архив, откуда, при соблюдении определенных процедур, их можно взять для ознакомления. Собственно, на практике, "ознакомление" заключалось в беззастенчивом передирании всей работы - от расчетов до чертежей. И это еще в те времена не была так развита копировальная техника! Расчеты переписывались от руки. А чертежи копировались (тоже вручную) на "дралоскопах" - так мы называли специальные большие столы, в верхнюю крышку которых было вделано стекло, которое снизу подсвечивалось сильными лампами. "Дралоскопы", на самом деле, являлись вполне легальными приспособлениями, ибо чертежи сначала выполнялись на миллиметровке (миллиметровой бумаге - бумаге с нанесенной на ней сеткой, кто не в курсе), а затем копировались с нее на ватман - для ускорения процесса. Ну и вот, в моём (и аналогичном - я же не один такой "умный" был) случае на миллиметровку копировался чертеж с "рыбы". Т.е. за пару-тройку дней диплом делался процентов на 70%. После чего можно было ходить и попинывать болты. Что я, собственно и делал.
    Моему дипломному разгильдяйству способствовал еще и тот момент, что мой дипломный руководитель с кафедры "Теории авиационных двигателей" - п/п-к Сална (не знаю, жив ли он еще, но, в любом случае, как выяснилось, известная пословица звучит так: "О покойника - либо хорошее, либо ничего, кроме правды". Вот я правду и поведаю вам) - был сам занят - подготовкой к защите своей кандидатской. Так что, при нашем коротком общении руководителем было мне сказано: "Будут вопросы - приходи". У меня вопросов не было.
    Долго ли, коротко ли тянулось моя идиллия, но, увы, всё хорошее когда-то кончается. Вот и мой руководитель однажды пришел меня навестить в ЗДП - зал дипломного проектирования - он как раз на фото: большая аудитория с двумя рядами столов с кульманами. Он пришел - меня нема. А где я? О, это был период моего увлечения (взаимного, надо сказать) одной прелестной девушкой из училищной учебной (в том смысле, что - не художественной) библиотеки. Понятно, что всё свободно время (а свободным было, практически - всё оно, ну, по крайней мере - я так считал) я проводил в общении с ней. И вот пришел Сална раз, пришел - два... А надо сказать, что кандидатскую он не защитил. Та что - можете себе представить.
    В итоге - я не знаю, зачем ему это нужно было - он (когда уже в третий раз таки выловил меня) меняет мне расчетные условия и меняет задание на спецчасть, т.е. минимум половину диплома мне предстоит переделывать заново. А время до сдачи остается уже немного... По его инициативе меня вызывают на заседание аж всей 15-й кафедры, где мой руководитель рассказывает-жалуется остальным офицерам, какой я хреновый дипломник. Офицеры скорбно качают головами, говорят, что я разгильяй (а кто бы спорил?), стращают, что выпустят из училища со правкой о том, что я, типа, прослушал курс обучения, вместо диплома - на самом деле, не знаю, реальна ли была эта угроза, но мне стало как-то неприятно. В общем, всё это грозило мне, если я в течении двух недель не сделаю то, на что обычно отводится месяца три. Это мне было объявлено и назначено явиться с тем что я сделаю (или не сделаю) ровно через 2 недели, в понедельник, на следующее заседание кафедры, к 9 утра.
    А дальше началось то, о чем я писал вначале. О свиданиях с девушкой было забыто, как и обо всем остальном. Какие увольнения, какой отдых? Я рассчитывал и чертил, чертил и рассчитывал. Ходил только в столовую - и то иногда просил товарищей принести положенную мне пайку масла с ужина и пару кусков хлеба, чтобы перекусить. Дипломникам разрешалось не соблюдать общий распорядок дня, в частности - делать дипломные работы по ночам. Как правило, я чертил часов до 5 утра, взбадриваясь крепко заваренным чаем - как быстро выяснилось, кофе бодрил не так сильно. И лишь когда под утро меня начинало уже просто шатать вдоль кульмана и я уже физически не мог чертить - я брёл в общагу и кемарил там пару часиков. Потом шел на завтрак, а, чаще - сразу в ЗДП, опять-таки, попросив кого-нибудь захватить из курсантской столовой хлеба с маслом или заскочив, если удавалось, в буфет - и снова в "бой".
    Через 2 недели я стоял поутру перед восхищенными моими успехами преподавателями 15-й кафедры. Нет, аплодисментов не было, но в глазах читалось некое уважение. Кто-то сказал: "Да, честно говоря, не ожидали, что ты сможешь это сделать". Я смог. После торжественной презентации (впрочем, тогда и слов-то таких не знали) моих успехов я отправился в общежитие, завалился на свою койку и проспал до обеда. После чего, практически, полностью восстановившись (что значит - молодость!), бодро встал и зажил вновь нормальной жизнью.
    Но мой дипломный руководитель - я опять-таки, не знаю, не понимаю (хотя, догадываюсь, если честно), зачем ему это было нужно - в своей рецензии на мою работу поставил мне - как вы думаете, какую оценку? Три балла. Дипломный руководитель - своему дипломнику. Естественно, несмотря на то, что впоследствии защитился я вполне успешно, выше этой оценки комиссия мне поставить не могла. Ну а госэкзамены я сдал на более высокие оценки. В любом случае - я выпустился из училища, разумеется, с обычным, синим дипломом (и красной рожей, бгг) и вполне успешно служил потом на различных технических и инженерных должностях в наших доблестных ВВС.

Tags: #блогерскаяосень, РВВАИУ им. Я. Алксниса, авторское, мемуарки, мы из Алксниса!
Subscribe

Posts from This Journal “мы из Алксниса!” Tag

  • Тортик вафельный

    Я как-то уже писал в своих "мемуарках", что советский курсант не всегда ходил в увольнение (увал) с целью нажраться вусмерть. И денег не…

  • Акварели прекрасного художника Михаила Старченко

    С автором этой акварели (простите за размер, но в меньшем смотрится хуже), выполненной в стиле гиперреализма (этот художник вообще, насколько я…

  • "Дедовщина" в советском военном училище

    Хотел написать кратко: её не было. Но тут вспомнилось кое-что... Поэтому рассказываю. Итак, местами, по которым в Рижском ВВАИУ можно было четко…

  • Как я сдавал кровь

    Разбирал недавно старые документы и наткнулся на книжечку донора. Сдавал, когда учился в военном училище. Тогда практически все в этом…

  • Несколько фото с вечера встречи

    В продолжение этого поста. Однокашники сбросили мне несколько фото, выложу для тех, кого не было с нами, ну, может, еще кому-то тоже интересно…

  • 30-летие выпуска

    Был вчера на вечере встречи нашего курса, СД-87. В отличие от школьных вечеров, которые, в общем-то, давно заглохли, да и нет, честно говоря,…

  • 13 прыжок

    История от Аркаши Намавира Подавляющее большинство военных лётчиков и прочих бортовых специалистов транспортной авиации не любит прыгать с…

  • Тяготы и лишения

    История от Олега Гущина В 1989 г., если не ошибаюсь, в ГСВГ произошла катастрофа поезда, следующего из Дрездена в Лейпциг. На нерегулируемый…

  • Я не люблю парады

    Да, со стороны это выглядит очень красиво, чеканный шаг, слаженные, отточенные движения, а прохождение техники вообще впечатляет. Но, думаю, мало…

promo staryiy september 3, 2019 04:25 9
Buy for 20 tokens
Несмотря на то, что они, допустим, являются чистейшим "лтдбром". Поясню: я ни в коей мере не претендую на их какую-то художественную ценность. Я вообще, что касается своих текстов, особо ни на что не претендую )) Даже касательно тех, над которыми работал некоторое довольно продолжительное…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments