Staryiy (staryiy) wrote,
Staryiy
staryiy

Category:

Пилот минус инженер

    В авиационных полках - где-то больше, где-то меньше - безусловно, существует эта кастовость: "белая кость" - лётчики и "черная" - технический состав. Инженерно-техническое руководство - некая прослойка. Разумеется, до жесткой конфронтации это не доходит, да и вообще выражено не так явно, в основном, на уровне бытового обеспечения, каких-то социальных моментах и некоторого подтрунивания друг над другом. Впрочем, такое существует и внутри ИТС-среды, например, тот же РЭБовец, с полным основанием на то, может назвать "двигателиста" - "маслопупом". На что тот беззлобно огрызнется: "Паяльник, мля, вот когда самолет полетит на твоей станции, а не на движке - тогда и будешь выеживаться!" И тоже будет прав.
    На самом деле, неглупые летчики понимают, что в руках технических специалистов - их жизнь, а неглупые технари это тоже понимают и осознают ответственность, ну и помнят - почему они вообще выбрали такую специальность. Бывают, конечно, случаи, когда в авиационное инженерное училище поступает юноша, страстно мечтающий об авиации, но по состоянию здоровья - например, не 100%-ное зрение (сейчас, кстати, ситуация с этим смягчилась), он не проходит "в летчики". И тогда он идет в технари или авиационные инженеры, лишь бы быть рядом с этим чудом. Я сознательно не ставлю это слово в "кавычки", поверьте, взлетающий самолет - это, на самом деле - чудо. На это смотреть можно бесконечно и это зрелище никогда не надоедает. Впрочем, я пишу это, основываясь на своих впечатлениях - человека, окончившего, в свое время, как раз-таки, высшее авиационно-инженерное училище. Но не по вышеуказанной причине. Я поступал именно туда, куда хотел и на ту специальность, которую хотел иметь.
    А, например, один мой одногруппник, отслужив в рядах ВВС, летал после этого бортинженером на гражданских авиалайнерах, потом переучился и теперь - "правак" (второй пилот) на Airbus. Вроде как осуществил свою мечту. Как выяснилось позже. А, именно, на встрече выпускников нашего курса, на 30-летии выпуска. Таким вот сложным путем шел человек. При этом, как опять-таки, выяснилось на этой встрече, он уверен, что практически все, кто заканчивает не летные училища - мечтают летать. Думаю, он ошибается.
    Что касается, собственно пилотов - там ситуация однозначная: мечта о небе. Ну, хорошо, что у многих она осуществляется. Опять-таки, есть некоторые нюансы. Например, когда в лётное училище поступает человек, успешно сдавший лишь физподготовку (особенно это касается истребителей, с транспортниками несколько иная ситуация, туда, в принципе, не так легко поступить), и вполне, в процессе обучения (и - далее - в полку) освоивший управление самолетом. Но при этом, если он не очень, скажем прямо, умный - у него может возникнуть некое чувство превосходства над окружающим быдлом, цель жизни которых - обслуживать его пилотирование. По его мнению, разумеется. Таких товарищей обычно "регулируют".
    Помню, была ситуация, когда наш полк перешел с Су-17 на Су-24-е, а там экипаж состоит из пилота и штурмана. Годы были уже 90-е, видимо, выпускников именно летных училищ по этой специальности не хватало. И штурманов набрали из какого-то геодезического технаря - кто по здоровью проходил. И вот эти 20-летние "летчики" ходили по городку с явным чувством превосходства на лице. Ну, в итоге, когда парочке наиболее выё...стых на очередной дискотеке в Доме офицеров начистили свисток - когда они вели себя соответствующим последствиям образом (обычно таких ситуаций не случается, это всё же не сельский клуб) - как-то всё вернулось на круги своя.
    Предварительно подытоживая вышесказанное, могу заявить, что в авиаполках между летным и инженерно-техническим составами нет того антагонизма, который пытаются изобразить отдельные граждане, даже являющиеся в прошлом коллегами по первой моей специальности. Что не отменяет наличие всяких сугубо специфических, можно сказать - профессиональных шуточек и подколок на эту тему внутри самой среды. И, конечно, когда отдельные товарищи начинают изображать из себя неких "знатоков", не являясь таковыми - их окружающие "осаживают": не лезь не в свой огород.
    Откуда фраза в заголовке поста? Кто в теме - те понимают, остальным поясню. Это - специальность, которая записывается выпускнику летного училища в его диплом о высшем образовании: "пилот-инженер". Нет, конечно, в летных училищах проходят курсы и динамики полета, и теории и конструкции двигателей, но... Понятно, что не в том объеме, как это даётся в инженерно-авиационных училищах.
    Кстати, помню, когда я еще молодым лейтенантом жил в общаге - "офицерской гостинице", соседом по комнате у меня был Коля - списанный летчик. Неплохой, в общем-то парень, он не прошел "вывозные" в полку - так бывает; одно дело - полеты на учебной "элке", другое - на боевом самолете. Он со своим товарищем по несчастью (а это, я понимаю, действительно, как минимум, горе - для человека, который хотел стать летчиком), таким же "списанным", постоянно дежурили на ЗКП - запасном командном пункте. Наш легендарный, любимый всеми комполка Валера Тамаровский, отличавшийся, кроме всех прочих ярких сторон своей личности, склонностью к различным образным выражениям, называл их "дети подземелья" - как по расположению места их службы, так и по некоторым другим причинам.
    И вот помню, с Колей мы периодически спорили на тему знания им этих самых предметов, учебных дисциплин. Бестолковый спор, на самом деле. Так вот - о специальности. Выпускники летных училищ читают ее, как "пилот тире инженер". Специалисты ИАС (инженерно-авиационной службы) - так, как написано в заголовке моего поста. Понятно, что в этом есть значительная доля юмора. Конечно, пилот - не мартышка, которую научили дергать ручку (управления самолетом, РУС) и давить педали. Это - действительно, специалист, с высшим образованием, понимающий, как и почему самолет летает. И это необходимо - именно для выполнения непосредственно его работы - пилотирования летательного аппарата. Но... Бывают, правда, смешные моменты.
    Читал я недавно журнал одного местного блогера, достаточно популярного, высококлассного специалиста (по его, впрочем, словам; и как тут не вспомнить: "хвалите себя, источник забудется, а впечатление останется"). Не, ну, учитывая тот факт - его же не придумаешь, что он не просто пилот, а пилот-наставник, оценивающий профессиональную подготовку других пилотов - он должен быть, на самом деле, грамотным в своем деле. Но один его пост вызвал у меня реакцию, характеризуемую старым добрым жежешным мемом: "Взоржамши".
    По возможности, кратко, пересказываю описанную автором ситуацию. Запускает он движок (самолета, разумеется), через какое-то время из двигательного отсека валит дым. Естественно, двигатель тут же глушится. Присутствующий техник самолета, после осмотра двигателя, выдаёт резюме: "Прогорела жаровая труба". Хм... Ну тут поясню немного. Если кратко, авиационный двигатель состоит из: компрессора, камеры сгорания и турбины. Ну, есть еще сопло и форсажная КС, и, конечно, всякие агрегаты, но это уже вторично. Компрессор, множеством своих лопаток, гонит воздух в основную КС, туда подается топливо и там оно горит; образовавшийся поток летит на лопатки турбины, которая, вращаясь сама из-за этого, через общий вал, крутит, собственно, компрессор. Эдакий "вечный двигатель" - пока есть керосин.
    Еще немного нудных технических подробностей. Камеры сгорания бывают трех типов: кольцевые, трубчатые и трубчато-кольцевые. В последних двух, собственно, и имеются эти самые жаровые трубы. Одна из которых, по уверениям техника самолета нашего пилота-инструктора и прогорела. Ну, бывает, да. Повезло, самолет не сгорел, только подымил немного. Что же происходит потом? Техник, по словам рассказчика, что-то "колдует" в двигательном отсеке (не иначе, как затыкает куском ветоши дыру в прогоревшей трубе), после чего делает, насколько я понимаю по описанию, "холодную прокрутку" двигателя, сливает (а вот это важный момент) керосин, вытекший после этой процедуры - видимо, в специальный поддон. И - о чудо! Движок запускается и не дымит. Технарь-золотые руки починил движок!
    Уже не помню, байка это или реально были у нас на аэродроме такие плакаты, но фраза крылатая (среди техсостава): "Техник, стой! Ты слил отстой?" Имеется в виду - отстой топлива. Который образуется вследствие различных манипуляций (хватит, наверное, технических подробностей?) и собирается в специальные резервуары, находящиеся на нем, на двигателе. И, соответственно, обязанность технОты - сливать перед полётами, перед запуском двигателя этот самый отстой. Это не сложно. Открыть соответствующий лючок внизу фюзеляжа, открутить одну гайку, подставив поддон, слить. Закрутить гайку, не забыв ее законтрить, закрыть лючок. Всё! Весь хрен до копейки. В противном случае, при запуске двигателя и разогрева его до температур, близких к тысяче градусов - что будет с этим самым не слитым отстоем? Правильно - задымит. Что и произошло. Технарская ленивая жопа не слила отстой (забыл или забил), потом он навешал лапши на уши нашему летуну про "прогоревшую трубу". Ну, в итоге, всё, как я понимаю, закончилось благополучно, пилот полетел на "прогоревшей трубе", что, безусловно, добавляет плюсов к его мастерству.
    Я ни в коем случае не ставлю под сомнение мастерство пилотирования данного персонажа, но вот со знанием конструкции двигателя у него явно слабовато. И, как мне кажется, не стоит, раз ты позиционируешь себя таким опытным пилотом, писать столь смешные вещи. Ибо, для людей, немного разбирающихся в данной теме, это, реально, смешно.

1

Tags: авиационное, авторское, гражданская авиация
Subscribe

Posts from This Journal “авторское” Tag

promo staryiy september 3, 2019 04:25 9
Buy for 20 tokens
Несмотря на то, что они, допустим, являются чистейшим "лтдбром". Поясню: я ни в коей мере не претендую на их какую-то художественную ценность. Я вообще, что касается своих текстов, особо ни на что не претендую )) Даже касательно тех, над которыми работал некоторое довольно продолжительное…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments