
Нефтяная политика
Страны-экспортеры нефти заинтересованы в том, чтобы их товар пользовался постоянным спросом, при этом продавцу нужна высокая цена, а покупателю – низкая. Но тонкая регулировка механизма ценообразования держится до тех пор, пока в дело не вмешивается крупнейший игрок рынка. В октябре 1973 года король Саудовской Аравии Фейсал ибн Абд аль-Азиз ас-Сауд решил воспользоваться этим преимуществом и вывел саудовскую нефть с мирового торгового оборота. А это ни много, ни мало 25% предложений на нефтяном рынке. К аравийцам присоединились и другие нефтедобывающие страны ближневосточного региона, резко снизив объемы продаваемого сырья. Всего за месяц цена «черного золота» взлетела с 3 до 12 долларов за баррель.
Сверхвысокие цены на нефть заставили многие страны пересмотреть стратегию своего поведения. Великобритания и Норвегия начали разработку новых месторождений на шельфе Северного моря: добываемый продукт – нефть марки Brent – в дальнейшем стала эталоном для котировок мировых цен на «черное золото». Соединенные Штаты были вынуждены приступить к добыче нефти на Аляске.
Зато для монархии Персидского залива наступил период бурного расцвета. Благодаря нефтедолларам один за другим в пустыне выросли роскошные города, а арабские шейхи стали богатейшими людьми планеты. Саудовскую Аравию стали воспринимать в мире как серьезную экономическую и политическую силу.
Выросшие цены на углеводороды привели к небывалой доходности советских нефтяных компаний, а следом подскочили цены и на природный газ. Доля нефтегазового сектора в бюджете СССР пробила планку в 50%. Началась активная разработка нефтеносных залежей в Западной Сибири, за считанные годы там выросли целые поселки. К началу восьмидесятых объемы нефтедобычи в этом регионе выросли почти в 10 раз и составили более 6 млн баррелей в сутки.
Производственный бум в нефтедобывающих странах серьезно ударил по экономике западных держав – главных потребителей нефтепродуктов. Так, США уже к весне 1974 года в два раза вырос уровень безработицы, а ВНП (внутренний национальный продукт) сократился на 6%. Американцы хорошо усвоили этот урок: они теперь прекрасно понимали каким образом следует действовать, чтобы сокрушить своего главного врага – Советский Союз.
На службе США
Саудовская Аравия, превратившаяся к 1970-м годам в нефтяную империю, очень быстро стала новым партнером США в противостоянии с СССР. Так, в 1975 году Вашингтон при участии Лондона и Эр-Рияда разработал программу «ислам против коммунизма», одной из целей которой являлось создание подпольных ячеек исламистов на территории советских среднеазиатских республик.
Важная роль отводилась Саудовской Аравии и во время афганского конфликта. В США прекрасно знали, что в военном плане саудиты были фактически беззащитны перед своими главными врагами – Ираном и Израилем, а поэтому предложили сделку: в обмен на присоединение к коллективному Западу в его противостоянии с Советским Союзом Саудовской Аравии был гарантирован протекторат со стороны США. Саудиты должны были лишь оказывать финансовую поддержку афганским моджахедам и исламистским организациям на территории СССР. Деньги у них на это были. В итоге совместные траты Соединенных Штатов и Саудовской Аравии на спонсирование антиправительственных сил в Афганистане составили свыше 3,5 млрд. долларов
Конечно, в планах Белого дома было задействовать Саудовскую Аравию, как одну из главных нефтедобывающих держав мира, в нефтяной войне против СССР. Однако с «черным золотом» было сложнее, так как от него зависела экономика монархии. Первоначально Эр-Рияд пообещал США не участвовать в действиях стран экспортеров нефти, направленных на повышение цены на «черное золото». Однако позднее, когда был улажен вопрос о поставках вооружения в Саудовскую Аравию (несмотря на отчаянные протесты Израиля) в королевстве изменили свою позицию по нефтяному вопросу.
Французский журналист Эрик Лоран в своей книге «Нефть. Ложь, тайны и махинации», вышедшей в 2006 году, рассказывает о нефти, как об эффективном инструменте мировой политики. Одну из глав он посвятил американской операции середины восьмидесятых по снижению цен на нефть, главной целью которой, по словам автора, являлось «удушение „империи зла“» – СССР.
Неожиданное решение
К началу восьмидесятых высокие цены на нефть уже не играли на руку Саудовской Аравии, ведь у саудитов к этому времени появилось много конкурентов. Уменьшилась и доля стран ОПЕК на нефтяном рынке: если в начале 1970-х они добывали почти половину мировой нефти, то к 1984 году эта цифра едва достигала 30%. Картель, конечно, пытался удерживать высокие цены путем сокращения объемов нефтедобычи, но это ни к чему не привело: цены на «черное золото» уже начали свое падение: баррель нефти сорта Dubai с 36 долларов в 1980 году снизился до 28 долларов 1984 году.
Саудовская Аравия как основной регулятор цен ОПЕК пострадала больше всего. Объемы добычи в королевстве сократились с 10,3 млн тонн баррелей в сутки в 1981 году до 3,6 млн в 1985 году. И тогда в Эр-Рияде приняли решение, которое перевернуло нефтяной рынок. 13 сентября 1985 года министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии Ахмед Заки Ямани делает заявление: власти страны не намерены больше бороться за удержание цен на нефть, и саудовские нефтяные компании приступят к наращиванию добычи «черного золота». И это в условиях падения спроса на сырую нефть!
Резкое изменение стратегии Саудовской Аравии вызвало обвал нефтяного рынка: буквально за считанные месяцы цена нефти рухнула с $31 до $10 за баррель (около 20 долларов по нынешнему курсу). Добыча нефти там, где это требовало больших затрат, стала нерентабельной. Решение саудовского правительства серьезно ударило по экономике Советского Союза. Если в 1984 году СССР занял на внешнем рынке $15 млрд, то в 1986 году сумма внешних займов уже превысила $30 млрд. Дальше она только продолжала расти. Не помогла и распродажа золотого запаса страны. В конечном итоге это привело к экономическому и политическому банкротству государства.
Почему же власти Саудовской Аравии приняли на первый взгляд столь нелепое решение? Они ведь прекрасно знали: резкое увеличение объемов добычи нефти приведет к такому же резкому падению цен, что скажется в том числе и на их стране, экономика которой целиком и полностью зависела от продажи нефти. Для тех, кто занимается проблемами ближневосточного региона здесь все очевидно – они называют этот шаг тонко рассчитанной политической комбинацией.
Публицист Николай Стариков полагает, что нефтяной демпинг явился результатом совместной американо-саудовской операции, которая готовилась как ответ на вторжение советских войск в Афганистан. В Вашингтоне, со слов Старикова, понимали, что противостояние с СССР можно выиграть бескровно – перерезав стране «нефтяную аорту». Но как оказалось этим действием они не только вынудили СССР уйти из Афганистана, но и во многом приблизили коллапс советской экономической и политической системы.
Кризис деньгам не помеха
Обвал мировых цен на нефть в середине 1980-х ударил больно не только по СССР. От шока пострадали и другие нефтезависимые государства. На грани банкротства оказались Венесуэла, Мексика, Нигерия. Почти в два раза просели доходы Индонезии, Ливии, Катара, ОАЭ, Бахрейна. В трудном положении находился Ирак, ресурсы которого тратились на ведение продолжительной и дорогостоящей войны с Ираном. Не обошел стороной нефтяной кризис и Саудовскую Аравию с ее рекордно низкой себестоимостью добычи «черного золота»: страна находилась в экономической яме вплоть до нового взлета нефтяных котировок в начале 2000-х.
От низкой стоимости нефти выиграли в первую очередь США, Западная Европа и Япония, которые переживали период бурного экономического и технологического расцвета. Ситуация на нефтяном рынке никак не сказалась на персидских шейхах. К примеру, саудовская правящая династия только приумножила свои активы, надежно укрытые в банках США. Суммы там лежали баснословные, измерявшиеся десятками миллиардов долларов – все это было дальновидно накоплено в тучные семидесятые.
Еще одной статьей дохода аравийцев была финансовая помощь Запада, который таким образом отблагодарил своего партнера за сотрудничество в борьбе с Советским Союзом. Пока нефтяной сектор страны приспосабливался к новым ценам саудовские шейхи все также щедро расточали свои несметные богатства, к примеру, строя роскошные резиденции, заказывая частные авиалайнеры или направляя немалые средства на содержание природного парка с редчайшими видами животных.
Источник
Итак, всё, что мы наблюдаем сейчас с нефтью - ответочка, причем, совершенно в духе нашего Президента: месть - это блюдо, которое подают холодным. И не только месть. Точнее - далеко не только месть. И конечно - месть - совсем не в первую очередь. Это - начала краха нефтяной империи саудитов. И они это понимают. И понимают американцы. Ибо это - еще и конец нефтедоллара. Ребята! Не нойте и не ссыте! Внукам будете расказывать, как присутствовали при грандиознейшем, мировом переделе сфер влияния в экономике.
Journal information